Когда-то, в прошлой жизни, генерал Прозоров, перебрался на новое место службы, в губернский городок, и увез из Москвы трех своих дочерей и сына. Генерал год назад умер, и вот траур по отцу закончен, и вся семья Прозоровых ждет гостей на именины младшей из сестер — Ирины.
Так начинается одна из великих пьес Чехова «Три сестры».
Эта семья похожа на стайку перелетных птиц, которые тоскуют о своей родной Москве и мечтают о возвращении, как о спасении. Но духовной возможности вырваться у чеховских героев нет, они чувственны, но не созидательны. Возраст исполнительниц приближен в спектакле к возрасту персонажей, и воссоздана атмосфера начала ХХ века, круг интеллигентной дворянской семьи в окружении офицеров, которыми и командовал когда-то генерал Прозоров. И все-таки пружина закручивается, чеховские характеры непросты, глубоки. Между героями возникает электрические поля и шаровые молнии — заряды скрытых страстей, негодования, рухнувших надежд. Каждый персонаж в полной мере проживает свою судьбу на сцене. Утраченные иллюзии, уходящие молодость, радость единения, сила человеческого духа — и невозможность ничего изменить: чеховская пьеса играется в миноре, но оставляет удивительно светлое впечатление. Важную роль в спектакле выполняет музыка — она не просто поддерживает настроение, она ведет и объединяет происходящие на сцене события.
Спектакль уникален тем, что он был поставлен на сцене МХАТ самим В. И. Немировичем-Данченко в 1940 году. То есть зритель 80 лет назад видел именно такой же спектакль. Театроведы называют «Три сестры» лучшим спектаклем советского МХАТ, оказавшим огромное влияние на последующее поколение режиссеров. Из него, по словам художественного руководителя МХАТ Эдуарда Боякова, выросла вся «оттепельная» режиссура 1960-х годов.
История создания
Пьеса Антона Чехова «Три сестры» впервые увидела свет на сцене Московского Художественного театра в 1901 году. Начатую К. Станиславским постановку завершал В. Немирович-Данченко. Он писал тогда Чехову о своем понимании фабулы: «... дом Прозоровых. Жизнь трёх сестёр после смерти отца, появление Наташи, постепенное забирание всего дома ею в руки и, наконец, полное торжество её и одиночество сестёр».
По Немировичу — перед нами драма времени и судьбы героев, спрятанная за внешним бытовым течением жизни.
Владимир Иванович вновь вернулся к постановке «Трех сестер» в 1940 году, когда пьесы Чехова воспринимались в стране как пережиток прошлого. В его новой работе пьеса получила характер лирической трагедии — в ней была ирония, горечь, правда и — несмотря ни на что — вера в человека. В 1940 году спектакль был воспринят как обращение к прошлому, как отголосок прежней, прекрасной и навсегда потерянной жизни дореволюционной России.
Но любое здание когда-нибудь изнашивается, и тогда его нужно реконструировать, применяя более новые средства и технологии. Постановку Немировича-Данченко реконструировали на сцене МХАТ народные артисты В. Клементьев и М. Кабанов.
Исполнительский состав спектакля полностью обновлен, а декорации, костюмы, свет и музыкальное оформление кропотливо восстановлены.
В 2020 году исполнилось 160 лет со дня рождения А. Чехова, 120 лет — пьесе «Три сестры» и 80 лет знаменитой мхатовской постановке В. Немировича-Данченко. К этой дате единственный сохранившийся спектакль великого режиссера был реконструирован.
Продолжительность: 3 часа 40 мин., с двумя антрактами
Премьера состоялась: 20 февраля 2020 года
Над спектаклем работали:
Режиссёр-постановщик – Владимир Немирович-Данченко
Режиссёры – Нина Литовцева, Иосиф Раевский
Художник – Владимир Дмитриев
Режиссёры реконструкции – н.а. РФ Валентин Клементьев, н.а. РФ Михаил Кабанов
Художник реконструкции – з.р.к. РФ Екатерина Кузнецова
Художник реконструкции по костюмам – Елена Зыкова
Консультант по военным костюмам – Павел Алехин
Художник по свету – Елена Древалева
Педагог по вокалу – Ольга Зрилина
Линейный продюсер – Татьяна Андреева
Помощники режиссёра – Эльвира Карпова, Евгений Васильев
Суфлер – Валентина Орлова
Действующие лица и исполнители:
Андрей Сергеевич Прозоров – Юрий Ракович , Юрий Коновалов
Наталья Ивановна – Эльвира Цымбал
Ольга – Кристина Пробст
Маша – Наталия Медведева
Ирина – Полина Маркелова, Анастасия Рубеко
Федор Ильич Кулыгин – Андрей Кравчук, Михаил Кабанов
Александр Игнатьевич Вершинин – Николай Коротае
Николай Львович Тузенбах – Максим Бойцов, Юрий Коновалов
Василий Васильевич Соленый – Максим Дахненко, Михаил Сиворин
Иван Романович Чебутыкин – Сергей Габриэлян, Александр Дмитриев, Андрей Погодин
Алексей Петрович Федотик – Семен Шевелин
Владимир Карлович Родэ – Тимур Дружков
Ферапонт – Геннадий Кочкожаров, Борис Бачурин
Анфиса – Наталия Моргунова, Лидия Кузнецова
Певица – Лариса Некипелова
Мальчик – Мария Янушевская
Горничная – Альбина Чайкина, Арина Алексеева
Денщик – Роман Титов
Офицеры – Герман Андреев, Андрей Вешкурцев
Ряженые – Лариса Жуковская, студенты ГИТИС
– Музыканты --
скрипка – Андрей Костин
фортепиано – Максим Зонов, Валерий Соколов
гитара – Андрей Айсин