Он и она на фоне времени. Молодые супруги в эпоху девяностых в России — это эгоизм и самопожертвование, жестокость и нежность, бессердечность и любовь, подлость и благородство, невозможность жить вместе и невозможность расстаться — через все эти перипетии проходила и проходит почти любая семейная пара. Вопрос лишь в том: что больше влияет на отношения — бытовые трудности или собственная глухота сердца.
И вся эта предельно интимная и предельно откровенная история разворачивается на фоне исторических надломов и надрывов, которыми в обилии потчует зрителей телехроника таких далёких, и таких близких 90-х годов. Но в театре время движется по-иному: за один вечер мы можем узнать, что станет с супругами через долгие двадцать лет. Перед зрителями пролетят два десятилетия, полных трагичного, но и комичного тоже.
Это длинный путь от любви собственнической до любви как философии, когда перемены слагаемых дают гораздо больше, чем любовь. Время учит понимать друг друга и принимать, когда чужие, по сути, люди становятся по-настоящему родными.
Но возможно ли характеры, созданные шведским гением Ингмаром Бергманом, перенести в Россию, да еще и в 90-е годы? Неужели они такие же, как мы? Оказывается, человек в столь разных материальных мирах переживает одни и те же чувства, и к нашей действительности можно органично адаптировать самый популярный сериал великого шведского режиссера Ингмара Бергмана. Но для этого нужно быть великим русским режиссером Андреем Кончаловским, который поставил на сцене МХАТ им. М. Горького свой самый успешный спектакль «Сцены из супружеской жизни».
Чтобы рассказать эту историю, Андрей Кончаловский пригласил на роли главных героев: заслуженную артистку России Юлию Высоцкую и заслуженного артиста России Гошу Куценко. Их неидеальные герои влюбляют в себя зрителей, которые прикасаются к этим хрупким, трогательным отношениям. Всего двое актеров на сцене, но Бергман и Кончаловский — это те творцы, у которых не остается незаполненных участков холста, полифония, психологизм и мощное поле для раздумий возникают с первых минут спектакля.
История спектакля
Фильм классика мирового кино, шведского режиссера Ингмара Бергмана, снятый по его собственному сценарию, вышел в 1973 году и получил премии «Давид ди Донателло», «Золотой глобус» и премию Национального общества кинокритиков США сразу в четырех номинациях, в том числе — за лучший сценарий.
За адаптацию киноповести Бергмана для российского театра неслучайно взялся именно Андрей Кончаловский. Он одним из первых в отечественном кино заговорил о кризисе семьи. Достаточно вспомнить его фильмы: запрещенную в советское время «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дворянское гнездо», «Дядю Ваню», «Возлюбленных Марии»...
Премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» в МХАТ состоялась в марте 2019 года.
Продолжительность: 2 часа 10 мин. с антрактом
Премьера состоялась: 14 марта 2019 года
Над спектаклем работали:
Режиссёр-постановщик – н.а. РФ Андрей Кончаловский
Художник-постановщик – н.а. РФ Андрей Кончаловский
Художник – Виктор Федотьев
Звук – Евгений Кабровский, Максим Леви
Проекция – Станислав Блехман
Художник по костюмам – Дмитрий Андреев
Художник по свету – Наталья Фартушная
Видео-контент – Леся Башева, Максим Черняев, Сегей Тараскин
Помощники режиссёра – Евгений Васильев, Юлия Гончарова
Действующие лица и исполнители:
Мария – з.а. РФ Юлия Высоцкая
Иван – з.а. РФ Гоша Куценко