Современная музыкально-драматическая постановка о героях, живших восемьсот лет назад, по произведению, написанному почти пятьсот лет назад, светлая и поучительная история о том, как построить семью, преодолеть все трудности и беды, прожить счастливо с мужем всю жизнь, сохраняя верность, любовь и понимание. Но просто не будет. Нужно преодолеть гордыню, победить недоброжелателей, научиться слышать друг друга.
В сценической истории Петра и Февронии много перипетий, простор для полета фантазии сценографа, музыкального сопровождения, для пластического отображения действия. Динамика и красочность стали визитной карточной исторических спектаклей МХАТ.
Спектакль с невероятной тонкостью и бережностью сохраняет дух житийности, хотя повесть не каноническая, но если «Лавр» рассказывает историю становления святого, то «Петр и Феврония» — в первую очередь, спектакль о святости семьи и семейных ценностей, о преданности, о том, как править на благо всему миру, о том, как супруги жили долго и счастливо, да и после смерти остались неразлучными.
Пьеса «Пётр и Феврония» — это переложение написанной во времена Ивана Грозного писателем Ермолаем-Еразмом «Повести о Петре и Февронии» — драматичной истории реальных персонажей, муромских князя и княгини. Для князя Муромского Петра женитьба на дочери древолазца Февронии, исцелившей его от смертельной болезни, стала началом крестного пути.
В христианском подвиге героев угадываются старинные муромские предания — об огненном Змее и о мудрой деве. А драматург Елена Исаева включила в действо еще и рассказчика, и хор, поющий акафисты благоверным супругам.
В православной традиции эта пара святых покровительствует семье и браку. В день их памяти, 8 июля, отмечается всероссийский праздник — День семьи, любви и верности.
История спектакля
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма — одна из самых ярких в христианской литературе историй о том, как человек спасается праведностью. Она и легла в основу пьесы известного российского драматурга, поэта Елены Исаевой, об исторических лицах — муромских князе и княгине.
Постановку самого лирического произведения древнерусской литературы осуществляет режиссер МХАТ Сергей Глазков, у которого за плечами такие премьеры как «Лавр», «Некурортный роман», «Царский венец» и другие. В спектакле задействованы отмеченные зрителями в предыдущих работах артисты МХАТ: Семен Шевелин и Эльвира Цымбал, другие молодые артисты труппы.
«Этот спектакль для семейной аудитории, для того субботнего дня, когда все утренние дела уже сделаны — люди приходят к нам всей семьей, с детьми, для того чтобы посмотреть историю про духовные ценности», — говорит Сергей Глазков, режиссер.
МХАТ им. М. Горького шел к этому спектаклю о больше года. Инсценировку по мотивам повести XVI века написала известный драматург Елена Исаева. Летом 2019 года на фестивале «Таврида-Арт» в Крыму и на фестивале «Традиция» в усадьбе Захарово (Музей-заповедник А. С. Пушкина) были показаны эскизы спектакля. В период карантина на Youtube-канале «МХАТ ГОВОРИТ!» была сделана читка пьесы.
Продолжительность: 1 час 05 мин. без антракта
Премьера состоялась: 10 апреля 2021 года
Над спектаклем работали:
Режиссёр-постановщик – Сергей Глазков
Художник-постановщик – Александр Цветной
Художник по свету – Сергей Глазков
Музыкальное оформление – Сергей Глазков
Хореограф – Александра Бочкарева
Художественный руководитель постановки – н.а. РФ Валентин Клементьев
Линейный продюсер – Кирилл Мосунов
Помощники режиссера – Вера Костычева, Евгений Васильев
Действующие лица и исполнители:
Петр – Семен Шевелин
Феврония – Эльвира Цымбал
Рассказчик, он же Павел, он же бояре и вельможи – Михаил Кабанов
Жена, она же женщина – Елена Коробейникова
Отрок, он же змей, он же слуга, он же бояре и вельможи – Роман Титов
Ангел – Татьяна Шалковская, Елена Коробейникова