Спектакль Михаила Левитина в пространстве Сергея Бархина по Даниилу Хармсу
Важнейший для театра спектакль — как с исторической, так и с современной точки зрения. Спектакль, завершающий трилогию, начатую в 1982 году постановкой Михаила Левитина «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», в котором блистали Любовь Полищук, Роман Карцев, Евгений Герчаков, Юрий Чернов, Александр Пожаров и другие. Художником стал народный художник РФ Борис Мессерер. Именно с этого спектакля началась новая страница истории театра «Эрмитаж», а произведения Даниила Хармса впервые в истории мирового театра ожили на сцене.
Второй спектакль Михаила Левитина по Хармсу — «Белая овца» был поставлен на рубеже веков и тысячелетий в 2000 году — без малого 19 лет спустя. Спектакль-заклинание, в котором играло уже новое поколение эрмитажевцев: Юрий Беляев, Ирина Богданова, Дарья Белоусова, Екатерина Тенета, Геннадий Храпунков, Сергей Олексяк, Станислав Сухарев и другие. Художник спектакля — Давид Боровский. И это был уже другой Хармс, лирический и любовный.
В 2019 году, еще 19 лет спустя, Московский театр «Эрмитаж» отмечает свое шестидесятилетие и завершает трилогию постановкой «Меня нет дома». Сегодня, буквально с каждым годом, растет увлечение произведениями Хармса не только у нас в стране, но и во всем мире, — ставить Хармса, кажется, все труднее и труднее. И на «Эрмитаже» как на театре, открывшим всем творчество великого обэриута, лежит особая ответственность. Но какой ракурс найти, чтобы вновь вернуться к Хармсу сегодня?
Такой ракурс был найден и основывался он на впечатлении от книги замечательного литературоведа Владимира Глоцера «Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс». Книга эта построена на устных воспоминаниях вдовы писателя Марины Владимировны Малич, автор разыскал ее в Венесуэле и записал воспоминания. Книга эта рассказывает абсолютную правду о последних годах Хармса вплоть до его ареста. По ней можно проследить и судьбу самой Марины Владимировны, которая несла на себе отпечаток хармсовской судьбы.
Тем не менее, несмотря на драматическую канву, несмотря на странствия Марины Малич по миру, из немецкого концлагеря в лагерь французский, после в Париж, потом в Венесуэлу... Несмотря на эту линию, театр «Эрмитаж» не расстается с творчеством самого Хармса. И внутри спектакля есть множество поразительных и совершенно новых (не только для зрителя, но и для самого театра) произведений Хармса. Именно они привнесли в спектакль удивительный и неповторимый юмор, живший в этой личности до последнего страшного дня. В спектакле принимает участие сразу несколько поколений актеров, а художником спектакля стал народный художник РФ Сергей Бархин.
«Меня нет дома» — это спектакль-зеркало, в котором отражается влияние Хармса на людей, соприкасавшихся с ним, влияние Хармса на нас сегодняшних, влияние Хармса на мировоззрение любого человека. Все это — поиск в мире чего-то по-настоящему смешного. Чего-то, что вот уже два раза по 19 лет занимает Московский театр «Эрмитаж», авторский театр Михаила Левитина.
Премьера состоялась: 15 ноября 2019
Продолжительность: 2 часа 50 минут с одним антрактом
Над спектаклем работали:
Автор пьесы и режиссер: Михаил Левитин
Художник: Сергей Бархин
Композитор: Владимир Дашкевич
Художник по костюмам: Мария Кривцова
Художник по свету: Евгений Ганзбург
Хореограф: Ирина Вакарина
Дизайн афиши и программки: Евгений Добровинский
Звук: Наталья Слежова, Юрий Федорков
Свет: Алексей Козин, Роман Шувалов
Ассистенты режиссера: Ольга Пыжова, Константин Воронов
Помощник режиссера: Екатерина Варченко
Действующие лица и исполнители:
Даня — Станислав Сухарев
Отец — Борис Романов
Фефюленька в двух лицах — Ольга Левитина, Диана Шульмина
Дама первая — Екатерина Тенета
Дама вторая — Мария Глянц
Дама третья — Анна Богдан
Гость первый — Константин Тумилович
Гость второй — Василий Корсунов
Гость третий — Сергей Бесхлебнов