Астрид Линдгрен
Спектакль был поставлен в 1968 году и до сегодняшнего дня не сходит со сцены, став символом детского репертуара Театра сатиры, более того — это одна из самых старых детских постановок в стране.
Спектакль по знаменитой повести Астрид Линдгрен появился в России даже раньше, чем в Швеции. В роли Карлсона Спартак Мишулин выступил более 2000 раз, объехав с этим спектаклем всю страну. Сам артист говорил, что Карлсон будет одним из самых любимых персонажей, пока дети не перестанут быть одинокими, а этого не случится, так как даже самые любящие родители больше остального заняты материальными заботами. И пока ребёнок чувствует себя одиноким, он верит в Карлсона. Карлсон, каким его видел Спартак Мишулин, — это выросший ребёнок, в котором жива детская душа. В нём сочетаются застенчивость и хвастовство, капризы и ласка, жадность и обидчивость, самоуверенность и шаловливость, грусть и восторженность — всё то, что парадоксальным образом наполняет внутренний мир ребёнка.
Сегодня артисты театра стараются сделать всё, чтобы с уходом Мишулина спектакль оставался на высоте и продолжал радовать зрителей. Декорации для спектакля создал знаменитый театральный художник Борис Мессерер. Перед зрителями открывается вращающийся город Стокгольм, каморка Карлсона, окружённая дымоходными трубами и уютная комната Малыша, где горит камин, а на окнах висят симпатичные занавески.
«Но вот спектакль, который смотришь от начала до конца на едином радостном дыхании, не отвлекаемый никаким критическим сомнением. Все части сошлись здесь в таком удачном ансамбле, что действительно составляют гармоничное целое...»
Ольга Кучкина «Знакомьтесь: Малыш и Карлсон», Комсомольская правда №106 8 мая 1968 года
«... Занавес опускается. Странное дело — смеялись-смеялись дети, а тут приутихли. А вот оно что — им жалко с Карлсоном расставаться. А зачем расставаться? Помните — стоит Малышу позвонить в колокольчик, и Карлсон прилетит в распахнутое окно!»
А. Ермилов «Лучший в мире Карлсон», Труд №301 27 декабря 1975 года
«Дети получают на этом спектакле своё, взрослые — своё. Они, несомненно, задумаются о многом. Например, о том, может ли установиться у ребенка полный и счастливый контакт с миром взрослых. Вероятно, может — при условии, если взрослые будут такими же заводилами и выдумщиками, как Карлсон, не будут ругаться из-за испорченных в играх вещей, в любой момент смогут бросить свои скучные дела и заняться какой-нибудь игрой!..»
Н. Крымова «О Карлсоне и о малышах», Московский комсомолец, 17 мая 1968 года
«Линдгрен написала эту книгу так, что, если с детства Карлсон войдет в душу и пустит там корни, человек, может со временем совсем забудет о Карлсоне, но подлецом стать уже не сможет. Это — весьма приблизительное изложение тонкой структуры повести. Театр сатиры принял на себя благородную задачу, взявшись за Карлсона»
И. Уварова «Что нового в театре для детей?»
Основная сцена
Продолжительность спектакля: 1 час 55 минут, 1 антракт
Премьера спектакля состоялась: 3 марта 1968 года
Над спектаклем работали:
Автор инсценировки: С. Прокофьева
Постановка: Маргарита Микаэлян
Режиссер: Спартак Мишулин
Композитор: Андрей Эшпай
Художник: Борис Мессерер
Помощники режиссера: Наталья Александрова, Вера Левшина, Наталья Корнева
Действующие лица и исполнители:
Малыш — Марина Маняхина, Арина Кирсанова
Карлсон — Сергей Чурбаков, Павел Мисаилов
Астрид — Вероника Агапова, Елена Синилова
Бетан — Мария Козакова, Арина Кирсанова, Анастасия Кузнецова
Мама — Ольга Суркова, Татьяна Титова, Ольга Кузнецова
Фрекен Бок — Наталия Фекленко, Наталия Защипина
Филле — Антон Буглак, Сергей Беляев / Артем Минин
Рулле — Максим Демченко, Сергей Беляев
Пелле — Никита Манилов
Старушки — Татьяна Титова, Ольга Суркова, Анастасия Кузнецова, Ольга Кузнецова, Лилия Шарапова, Майя Горбань