Максим Горький
Сцены в 2 части
Премьера спектакля состоялась 3 апреля 2011 г.
«...человеку мешают жить, как он хочет, две силы: Бог и люди».
«В людях» М. Горький
Режиссер Владимир Иванов не нуждается в представлении. Профессор Щукинского училища, воспитавший не одно поколение актеров, многие из которых стали ведущими в вахтанговской труппе и в других театрах Москвы, автор сценических композиций и версий, он достаточно востребован в театре. Поставленные им спектакли десятилетиями сохраняются в репертуаре, собирая аншлаги. Пример тому — «Дядюшкин сон», «Царская охота», «Мадемуазель Нитуш» и, наконец, «Матренин двор» А. Солженицына — единственная премьера в Москве к юбилею автора.
Владимир Иванов обладает редким на сегодняшний день режиссерским даром — глубокого психологического анализа пьесы. Для актеров счастье работать с ним. У него свой художественный язык общения с миром. И не важно к какому жанру относится пьеса, он умеет, укрупняя смысл, находить своеобразную, увлекательную форму спектакля.
Долгая сценическая жизнь пьесы Максима Горького «Зыковы» почти всегда была связана с социальной доминантой, которая трактовалась на разных этапах постановок достаточно остро. Сегодня, нам кажется, такой подход потерял былую актуальность.
Владимир Иванов, назвав свой Горьковский спектакль «Люди как люди», пытается разобраться в том, что же объединяет людей начала ХХ века (время написания пьесы) и ХХI?
Неизменность человеческого естества, усугубленная «образовавшимся смятением понятий, когда никто не знает, где его место». Агрессивный индивидуализм, эгоизм, мешающие услышать другого и ответить ему состраданием. «Я хочу!» — вместо — „желай того, что должен“... Страхи, леденящие душу человека, утерявшего связь с Отцом Небесным... Боль одиночества...
Размышления над этими приметами сегодняшнего времени стали для режиссера основополагающими в работе над пьесой, наполненной страстями, любовью, противоречиями... Сколько людей, столько и судеб. Для одних жизнь — кулачный бой и утрата иллюзий, для других — поиски добра и света, кто-то пытается очиститься любовью, путая её со страстью, что не тождественно, ибо любовь — все отдать, страсть — завладеть.
В этом калейдоскопе нравственных категорий масса вопросов — что есть достоинство, мораль, смирение? Проходят столетия, и каждый человек отвечает по-своему — Люди как люди.
Продолжительность спектакля 3 часа 10 минут с одним антрактом.
Над спектаклем работали:
Постановка — Владимир Иванов
Сценография и костюмы — Максим Обрезков
Музыкальное оформление — Татьяна Агаева
Художник по свету — Майя Шавдатуашвили
Действующие лица и исполнители:
Зыков, Антипа Иванов, лесопромышленник — Алексей Гуськов
Софья, сестра его, вдова — Лидия Вележева
Михаил, сын — Дмитрий Соломыкин, Владимир Логвинов
Целованьева, Анна Марковна, мещанка — Ольга Тумайкина, Александра Стрельцина
Павла, дочь её — Полина Чернышова
Муратов, лесничий — Александр Рыщенков
Хеверн, компаньон Зыкова — Кирилл Рубцов
Шохин — Артур Иванов
Тараканов — Евгений Карельских
Стёпка, девчонка-подросток — Мария Риваль
Палагея — Дарья Пешкова, Нина Нехлопоченко