Солидная дама из высшего общества областного масштаба дожила до того возраста, когда авторитет уже завоеван, материальное состояние — тьфу-тьфу-тьфу — позавидуешь, большое хозяйство, слуги, наряды — все есть, но такое чувство, что чего-то не хватает... Ах, да! Она же — женщина! А женщине нужна любовь. Чтобы как в молодости... Но не с местными же вяловатыми бизнесменами заводить роман. Впрочем, если есть деньги, все более-менее решаемо.
К тебе тянутся люди, ты можешь кого-нибудь облагодетельствовать, а заодно и приобрести себе молодого испуганного мужа. Общество примет и эту программу благотворительности. А если деньги закончатся, можно продать участок леса, а потом еще один, и еще, пока весь окрестный лес не станет щепой, устилающей луга и холмы. На горе опилок спит мрачный динозавр — лесопилка гигантских размеров, периодически исторгающая из пасти очередной поток стружек.
Главное, чтобы в этот равновесный хрупкий мир относительного благополучия не вторгся человек извне, который установит диагноз и выпишет лекарство.
Неужели это написал драматург Островский в конце девятнадцатого века? Но это же сюжет наших дней, узнаваемый настолько, что становится смешно.
Бывает ли горький, но гомерический смех? У режиссера-постановщика спектакля «Лес» Виктора Крамера в спектаклях бывает всё, потому что это режиссер крупной формы, широкого масштаба, в том числе масштаба раскопок — Крамер мастер докапываться до самых глубоких смыслов драматического произведения. Так «Лес» не ставил никто и никогда. На огромной сцене МХАТ, возвышаясь, словно поверхность земного шара, крутится мир Гурмыжской, ее усадьба, лесопилка, пруд, беседка. Словно белки в колесе, в бесконечной бессмысленной суете бегают по кругу герои, пока в гости к тетушке (Надежда Маркина, Татьяна Поппе) не приходит побитый жизнью племянник со своим закадычным товарищем (Андрей Мерзликин и Григорий Сиятвинда).
«Мы их никогда не поймем...» — фраза нашего времени в сторону эксцентричных богачей. А когда было иначе?
Античный самодеятельный хор, в прологе задающий настроение всей постановки, блестящие диалоги, пластические сцены, немыслимые трюки, точная, гротескная музыка Тихона Хренникова (младшего), фантасмагория видеоконтента и световых решений.
Виктор Крамер, безусловно, говорит со зрителем на современном театральном языке. Но через эксперимент и новаторскую форму исследуются глубокие нравственные вопросы, и вот уже классической пьесе русского драматического театра дается второе дыхание, а зрителям просветление души и хорошее настроение.
Продолжительность: 3 часа, с одним антрактом
Премьера состоялась: 20 января 2021 года
Над спектаклем работали:
Автор интерпретации – Виктор Крамер
Режиссер-постановщик – Виктор Крамер
Сценография – Виктор Крамер
Художник по костюмам – Евгения Панфилова
Композитор – Тихон Хренников (младший)
Саунддизайнер – Алексей Титов
Хореограф-постановщик – Лёша Кот
Видео – Алексей Образцов
Художник по свету – Игорь Фомин
3D дизайнер – Никита Корсаков
Ассистент художника – Иван Толстов
Ассистент художника по свету – Олег Страшкин
Музыкальный руководитель, вокальный тренер – Ольга Зрилина
Концертмейстер – Максим Зонов
Постановщик трюков – Алексей Силкин
Каскадер – Александра Артемьева
Помощники режиссера – Алена Чуканова, Вера Костычева, Ксения Осипова
Суфлер – Валентина Орлова
Линейный продюсер – Любовь Песикова
Действующие лица и исполнители:
Несчастливцев – з. а. РФ Андрей Мерзликин
Счастливцев – з. а. РФ Григорий Сиятвинда
Раиса Павловна Гурмыжская – Надежда Маркина, Татьяна Поппе
Алексей Сергеевич Буланов – Роман Титов , Дэвид Пилия
Аксинья Даниловна (Аксюша) – Елизавета Базыкина
Восмибратов – з. а. РФ Иван Рыжиков, Эдуард Флёров
Петр – Максим Пушненков
Евгений Аполлоныч Милонов – Тимур Дружков
Уар Кирилыч Бодаев – Олег Цветанович
Карп, лакей Гурмыжской – Александр Карпенко
Улита, ключница – Алиса Гребенщикова, Екатерина Черевко
Музыкальное сопровождение:
Хор – Мария Янушевская , Мария Янко, Арина Алексеева, Анна Кисличенко, Кристина Пробст, Андрей Вешкурцев, Матвей Сотириади, Наби Ахмедов, Кирилл Зайцев, Николай Федоров