жанр: о критике чистого разума
автор: Марюс Ивашкявичюс
Действие совершается приблизительно в ноябре 1784 года в Кёнигсберге (Восточная Пруссия), Принцессинштрассе 3, в доме, принадлежащем Канту.
В пространстве художника Сергея Бархина — в шестиграннике-амфитеатре, покрытом алым бархатом — пройдет обед философа Иммануила Канта. Точнее спектакль-обед. О чем пойдет речь? В Кенигсберге безоблачное небо и все хорошо. Точнее, плохо: с природой что-то не то, не улетают птицы и не опадают яблоки. У Канта традиционный обед с гостями: как известно, Кант выработал некие правила обеда и застольной беседы — шутка способствует пищеварению, застольная беседа — великое искусство и не надо перескакивать в диалоге с одного предмета на другой, разговор должен быть ровным, без страстей и так далее. В этом искусстве компании нет равных.
И вот по этим законам за трапезой течет медленный необязательный разговор — о необходимости женщин и счастье жить без них, о том, почему шатаются стулья и каким образом французы подняли в небо воздушный шар. Канта вообще беспокоит здоровье. Мужской разговор прерывает звонок в дверь — это девушка Фоби из Шотландии, племянница местного Джозефа Грина, приятеля Канта. Приехала за автографом — с томиком только что изданной «Критики чистого разума». Фоби молода, красива и плохо говорит по-немецки, но очень хочет понять содержание философии Канта. Кант сначала нехотя объясняет, а потом сдается и раскладывает человека по полочкам: на ум, воображение, наконец любовь. Девушка уходит и исчезает. Компания идет ее искать по Кенигсбергу, заходит к Грину и выясняет, что его племянница давно мертва... Кто же заходил на обед к Канту? Почему интересовался человеческой природой?
Рассуждения об этом уводят компанию философа, зрителя, а также режиссера — в серьезные дали. Что же такое человек? Об этом в новом спектакле Карбаускиса на фоне пространства Бархина — алого шестигранника, символа эзотериков, театра времен Шекспира и условной модели мира.
В спектакле звучат вальсы и лендлеры Франца Шуберта в исполнении Даумантаса Кирилаускаса (фортепиано) и струнного квартета: Раса Восилюте (1-я скрипка), Юрга Гаубите (2-я скрипка), Бируте Багдониене (альт), Онуте Швабаускайте (виолончель). Аранжировки Гиедрюса Пускунигиса.
Внимание! В связи со спецификой декорации, после 3-го звонка опоздавшие зрители в зал не допускаются!
Премьера состоялась 17 декабря 2013 года.
продолжительность: 3 ч 10 мин с одним антрактом
основная сцена
Над спектаклем работали:
Постановка — Миндаугас Карбаускис
Пространство — Сергей Бархин
Костюмы — Наталья Войнова
Художник по свету — Сергей Скорнецкий
Автор перевода — Георгий Ефремов
Действующие лица и исполнители:
Иммануил Кант, философ — Михаил Филиппов
Мартин Лямпе, слуга Канта, бывший рядовой прусской армии — Анатолий Лобоцкий
Иоганн Шульц, богослов, старший проповедник королевского дворца в Кёнигсберге, постоянно обедающий с Кантом — Игорь Костолевский
Иоганн Вигилянтий, судейский, постоянно обедающий с Кантом — Александр Андриенко
Йоэль, личный врач Канта, постоянно с ним обедающий — Юрий Коренев
Иоганн Шефнер, начальник полиции Кёнигсберга, постоянно обедающий с Кантом — Виктор Запорожский
Фоби Грин, рекомендует себя как племянница лучшего друга Канта, проживающего в Кёнигсберге шотландского коммерсанта Джозефа Грина — Юлия Соломатина
Анна-Регина, старшая сестра милосердия из коммунитета лютеранок-пиетисток — Светлана Немоляева
Фридерика-Ребекка, сестра милосердия из коммунитета лютеранок-пиетисток — Вера Панфилова, Анастасия Дьячук
Иоганн Кауфман, слуга в поисках нового хозяина — Нияз Гаджиев