Дональд Л. Кобурн
Зрителям уже успела полюбиться эта удивительно тонкая, умная история. Быть может, залогом успеха во многом и стало сочетание пьесы Дональда Ли Кобурна и режиссуры Галины Волчек, соприкасающихся в умении внешне простыми художественными средствами говорить о сложных, неоднозначных, животрепещущих для них, авторов, и зрителей вещах. Прозрачное, лёгкое театральное полотно оказывается сотканным из мельчайших нюансов, выверенным психологически — и внезапно каждый зритель, с азартом вовлекаясь в игру двух партнёров (джин — карточная игра, но она быстро становится почти метафорой «пинг-понга» реплик героев и их эмоционального, даже идейного противостояния), обнаруживает, как много неочевидных смыслов таит видимая незатейливость происходящего на сцене.
Галина Волчек — мастер психологического театра, театра в огромной степени актёрского. Направляя артиста в движении по извилистым тропам не столько сюжетных перипетий (они могут быть или казаться минимальными), сколько движений их души, эмоций, сомнений и внутренних противоречий, она создаёт театр, где всякий материал оказывается звучащим современно, задевая самые важные (в том числе и болезненные — для самого режиссёра в первую очередь) струны души. В отсутствии актёра-личности такой театр невозможен, что Волчек неоднократно подчёркивала. В «Игре в джин» сошлись актёры — и личности — самой высокой пробы, не только мастера, но индивидуальности: Лия Ахеджакова и присоединившийся к ней артист Малого театра Василий Бочкарёв.
Ощущению реальности, даже правдивости истории, происходящей на сцене «Игры в джин», в которую как будто просачивается отчётливое ощущение не-реальности, вневременного и внепространственного странного существования, способствует умно и тонко продуманное пространство, которое сотворили для этого спектакля художник Павел Каплевич и художник по свету Дамир Исмагилов, а также созданный композитором Александром Бакши звуковой ряд спектакля, в каком-то смысле становящийся ненавязчивой художественной рифмой к знаменитому чеховскому «звуку лопнувшей струны».
Василий Бочкарёв, который теперь будет играть Веллера Мартина, — артист с огромным и, что важно, разнообразным театральным опытом. Один из тех, кого уже можно назвать корифеями сегодняшнего Малого театра, он, тем не менее, шире рамок «щепкинской школы» — в том плане, что художественные «правды» его героев могут быть очень разными. Мастер психологического театра, чуткий к тексту и сцене артист, Василий Бочкарёв сочетает умение быть тонким, смешным и трагическим. Пьеса «Игра в джин» оказалась для него прекрасным средством сыграть неоднозначность, как, будто не выходя за пределы высокой простоты. Что же касается Лии Ахеджаковой, то, очевидно, её мастерство и редкая индивидуальность, даже уникальность, говорят сами за себя.
Премьера спектакля состоялась: 3 декабря 2013 года
Продолжительность спектакля: 2 часа 5 минут с одним антрактом
Над спектаклем работали:
Постановка — Галина Волчек
Композитор — Александр Бакши
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Режиссер — Михаил Али-Хусейн
Постановка звукового действия — Людмила Бакши
Режиссер видеоряда — Роза Гиматдинова
Видеопроекции — Мария Нашикина, Михаил Карцев, Сергей Рылко
Помощник режиссера — Ольга Мелихова
Действующие лица и исполнители:
Веллер Мартин — Василий Бочкарев (Малый театр)
Фонсия Дорси — Лия Ахеджакова
В спектакле также заняты:
Татьяна Корецкая, Марина Феоктистова, Дмитрий Смолев
Постановочная группа спектакля благодарит за участие в съемках видеоряда артистов «Современника»: Дарью Белоусову, Елену Козину, Ульяну Лаптеву, Таисию Михолап, Полину Рашкину, Анну Шевчук, Илью Лыкова, Николая Клямчука, Евгения Павлова, Дмитрия Смолева, Владимира Суворова, Виктора Тульчинского, Владислава Федченко, Шамиля Хаматова, а также Евгения Матвеева, Василису Цехович и Дмитрия Полунина