Гроза

Режиссер: Уланбек Баялиев
В ролях:
Актеры театра имени Евгения Вахтангова
Дорогие друзья не забывайте носить маску - берегите себя
16+
Галерея
Видео

Александр Николаевич Островский

Премьера спектакля состоялась 25 марта 2016 г. на Новой сцене Вахтанговского театра.

«Гроза» — вероятно, самая знаменитая драма А.Н. Островского. Многие по сей день считают ее одним из наиболее загадочных произведений мировой драматургии.

После ее выхода в свет в 1859 году, после первых премьер в Москве и Санкт-Петербурге «Гроза» сразу породила множество споров и противоположных суждений. Кто-то называл ее несерьезной балаганной поделкой, а кто-то — совершенным поэтическим творением. Кому-то казалось, что Островский выразил радикальный протест против устаревшего уклада жизни, а кто-то, наоборот, увидел в его драме апологию консервативного русского быта. Но все люди театра ясно ощутили в «Грозе» настроение глобальной катастрофы, которая призвана то ли разрушить мир, то ли его обновить.

Столь огромным оказалось влияние вроде бы простой, на современный взгляд, истории, происшедшей в некоем провинциальном городке Калинове на реке Волге. Главная героиня «Грозы» Катерина — молодая замужняя женщина — впервые испытывает сильную любовь к мужчине, который не является ее мужем. Это чувство превращается в роковое испытание для нее, ибо ни ее воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не готов принять ее...

С первых же постановок «Грозы» стало ясно, что роль Катерины относится к вершинам женского трагического репертуара. Первыми ее исполнительницами в 1859 году были Л. Никулина-Косицкая (Малый театр) и Ф. Снеткова (Александринский театр). Затем ее играли Г. Федотова, П. Стрепетова (ее выше всех ставил А. Н. Островский в конце жизни), М. Ермолова, М. Савина, В. Пашенная — ярчайшие звезды ушедшей эпохи. В XX веке — Е. Рощина-Инсарова в спектакле В. Мейерхольда 1916 года в Александринском театре; А. Коонен в спектакле А. Таирова 1924 года в Камерном театре; Л. Щербинина в спектакле Б. Бабочкина 1974 года в Малом театре; и другие знаменитые актрисы, составившие славу русского театра.

Из разговора с режиссером Уланбеком Баялиевым

Нам хотелось сочинить архаичный, поэтичный спектакль, понятный современным зрителям: про человека, про любовь, про боль. Сейчас очень не хватает глубокого, подробного разговора о человеке. Мир живет в страшной спешке, так что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях.

Мысли Островского очень объемны и современны. В городе Калинове каждый человек — сгусток боли. Эта боль — «тяжесть бытия», и у каждого она оправдана. В «Грозе», мне думается, нет «темного царства», нет противопоставления света и тьмы. Катерина не «светлее», не «лучше», чем все остальные. Просто она другая: она, как никто другой, ищет свободы, права на жизнь, права на любовь, пусть даже вопреки устоявшемуся порядку.

Все мы знаем, что в душе всегда есть мечты и желания; но есть и мир, с которым надо считаться. Недаром интернет в наши дни — главная среда общения: там можно быть не собой, надеть маску, менять личины, казаться лучше, чем ты есть. В интернете ты можешь все регулировать сам, а можешь и скрыться насовсем, уйти в тихое, незаметное одиночество, которое очень похоже на спасение...

Но мир и окружающих людей отрегулировать невозможно; от мира нельзя спастись одиночеством, как в интернете. В мире, наоборот, надо искать человека. Так в «Грозе»: там каждый герой ищет себе человека, каждый ищет общения. Таков, например, Кулигин — наверное, самый одинокий из героев Островского.

А может, таковы и Кабаниха с Диким? В учебниках литературы их называют главными злодеями «Грозы», повелителями «темного царства». А ведь между ними когда-то могла случиться первая, настоящая любовь... Может, Кабаниха отказалась от своей любви, чтобы выйти замуж за не любимого, но понятного и надежного? И не оттого ли ее дети не вспоминают отца, что он «сгорел» слишком рано и не оставил о себе памяти? Может, теперь Кабаниха узнаéт во влюбленной Катерине себя молодую и хочет уберечь своего сына Тихона от трагической судьбы нелюбимого мужа?

А. Н. Островский отдает частичку себя каждому из персонажей: он любит их всех, внимательно слушает их. Как будто ходит к ним в гости на чай в том самом халате, в котором его изобразил на портрете художник В. Перов.

Почему Катя так боится большой любви, которая грозит разрушить ее брак? Кто-то говорит, из-за религии; мне думается, из-за совести. Катя хочет, как и все мы, быть достойным человеком, порядочным, жить без вранья.

Кто-то должен взять на себя смелость проявить потаенное, истинное, сказать, совершить поступок, упасть и снова встать, чтобы мы могли жить. Такие люди, как Катя, становятся героями, идолами или изгоями — во всяком случае, на их долю выпадают бесконечные похвалы и осуждения, размышления, оценки, исследования...

Продолжительность спектакля 2 ч. 50 мин. с одним антрактом.

Над спектаклем работали:

Постановка — Уланбек Баялиев

Художник — сценограф — Сергей Австриевских

Художник по костюмам — Ольга Нестеренко

Композитор — Фаустас Латенас

Художник по свету — Нарек Туманян

Действующие лица и исполнители:

Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в город — Александр Горбатов

Борис Григорьевич, племянник его — Леонид Бичевин

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова — Ольга Тумайкина

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын — Павел Попов, Сергей Волков

Катерина, жена его — Евгения Крегжде

Варвара, сестра Тихона — Полина Чернышова

Кулигин, химик, механик — Юрий Красков

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого — Евгений Пилюгин, Павел Юдин

Феклуша, странница — Евгений Косырев

Глаша, девка в доме Кабановой — Любовь Корнева, Оксана Суркова

Старый пес — Анатолий Меньщиков

Кот-НеСчастливцев — Виталийс Семёновс

Отзывы

Написание отзывов доступно только для зарегистрированных пользователей.

Похожие события
Юнона и Авось
от 5 000 ₽
Юнона и Авось
КЗ Барвиха Luxury Village
20 апреля, 19:00
Казанова. Ars Vivendi
от 3 000 ₽
Казанова. Ars Vivendi
29 апреля, 19:00
Поздняя любовь
от 400 ₽
Поздняя любовь
Театр Русская песня
21 апреля, 19:00
Двое на качелях
от 1 500 ₽
Двое на качелях
17 мая, 19:00
Чудеса и куралесы
от 900 ₽
Чудеса и куралесы
Московский театр мюзикла
20 апреля, 14:00
Принцесса цирка
от 1 000 ₽
Принцесса цирка
Московский театр мюзикла
3 мая, 19:00
Ромео и Джульетта
от 500 ₽
Ромео и Джульетта
Театриум на Серпуховке
17 мая, 19:00
Реверс
от 1 000 ₽
Реверс
Московский театр мюзикла
20 апреля, 19:00