В спектакле «Чернобыль» мы оказываемся в мире, о котором никто ничего не знает. Никто, кроме тех, кто остался там, в пространстве, возникшем на Земле 26 апреля 1986 года, в день Чернобыльской катастрофы... Мир этот несет смерть всему живому, но для кого-то он оказывается единственным пристанищем. Он окружен цивилизацией, но внутри него живут таинственные существа древности. И люди, по какому-то дикому стечению обстоятельств оставшиеся здесь, постепенно сами становятся подобными этим существам, переходя день ото дня все больше в мир потусторонний. Здесь мистика становится частью реальности. Русалки оставляют жителям заброшенного секретного города послания, призывают смерть или дарят жизнь. Растения и животные лечат неизлечимые раны, а под землей проходит секретная ветка метро, имеющая выход в другие измерения. Найти жителей этого городка могут лишь сталкеры, обладающие знаниями территорий и сооружений, способные избегать радиации.
Это история семьи, которая живет в самом жерле вулкана, в пространстве смерти, но смертельная лава не уничтожает их, а оберегает от самой большой опасности на свете — от других людей, которые в итоге и оказались страшнее любых потусторонних сил и даже страшнее радиации.
Про спектакль «Чернобыль» часто говорят, что он нетипичен для театра Виктюка. Что он несет слишком много боли. Но спектакли Мастера тем и интересны, что во всем своем многообразии демонстрируют публике разноплановость — режиссера, актеров, авторов и самого зрителя, конечно, тоже. Делают очевидным тот факт, что в привычном всегда кроется множество неожиданностей... Слово «Чернобыль» за годы, прошедшие с момента трагедии, уже стало почти нарицательным, даже, страшно сказать, — привычным. Но эта общая боль с годами не становится менее острой, мир продолжает кричать о ней... и кричать от нее. И это как раз тот случай, когда этот крик-предостережение, крик-напоминание должен продолжать звучать в душах людей как можно дольше. Ибо нет меры той боли, даже, спустя более, чем тридцать лет.
Актерские работы в спектакле «Чернобыль» без преувеличения мощны и экспрессивны. Артисты играют пронзительно, на разрыв, вызывая то приступы смеха остро поданной житейской правдой, то внутреннее оцепенение исповедальностью своих монологов, светлых и трагических одновременно.
Как утверждает Роман Григорьевич, мы должны познавать окружающий мир, доверяя природе, и тогда в начале и в конце времен нам будет открываться безобразный... и все равно такой прекрасный мир.
Лишь оставшись один на один с природой, один на один с собой, в мистическом пространстве, полном своих чарующих мифов и пугающих легенд, неведомых обитателей и загадочных сталкеров, возможно постичь давно забытую, сверхчеловеческую силу и веру, надежно спрятанную внутри нас.
Спектакль был включен в программу «Russian case» театральной премии «Золотая маска» сезона 2014-2015, которая учреждена для зарубежных критиков и продюсеров.
Премьера спектакля состоялась: 27 октября 2014 года
Продолжительность спектакля: 2 часа без антракта
Над спектаклем работали:
Автор — Павло Арие
Постановка, режиссура и музыкальное оформление — Роман Виктюк
Сценография — Владимир Боер
Костюмы — Елена Предводителева
Режиссер — Андрей Боровиков
Помощник режиссера — Людмила Исакович
Звукорежиссер — Людмила Платонова
Художник по свету — Сергей Скорнецкий
Действующие лица и исполнители:
Баба Фрося — заслуженный артист РФ Олег Исаев
Вовик — Игорь Неведров
Слава — заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова
Участковый — Дмитрий Жойдик
Отец — Александр Семёнов