жанр: Драма в 6 эпизодах, 30 годах и 68 скандалах
автор: Фридрих Горенштейн
«Бердичев» — сага о послевоенной жизни, охватывающей тридцать лет — с 1945 по 1975 год. В центре повествования — судьба двух сестёр, Рахили и Злоты, и их семьи. Здесь шьют платья на заказ, а также скандалят, проклинают так, что от этих проклятий можно лежать в земле разрезанными на кусочки. Здесь варят варенье и хороший суп «с мука и говяжий жир», а Брофенмахер из горкомхоза хочет носить через эту квартиру свои помои. Но у него это не получится: у Рахили — характер. Рахиль невозмутимо гладит белье и также невозмутимо кричит «Пожар!». И также невозмутимо живет жизнь. С двумя женщинами проживает злобный подросток Виля (свой характер Горенштейн выписал беспощадно), который тоже постоянно их проклинает. Плача и смеясь, герои говорят: «Ой вей з мир! Я имею отрезанные годы!» Об этих отрезанных годах — о жизни – речь в спектакле. Шифоньер, швейная машинка Зингер, обеденный стол, кровати с железной спинкой, салфетки ришелье — в спектакле живет и дышит послевоенный советский быт, который сохранялся десятилетиями, хоть менялись радиолы и добавлялись холодильники. Буфет, центр этой бердичевской космогонии, незыблем все 30 лет: потому что буфет — это буфет. На сцене воссоздана и бердичевская водонапорная башня — но уже в театральном макете. Башня сгорала, была разрушена, перекрашена — у нее, как и у семьи Капцан-Луцких биография на фоне эпохи.
Режиссер Никита Кобелев: «Эта пьеса касается не только еврейской семьи, но и самого понятия семьи. Рахиль, основная героиня, портит жизнь дочери и очень сильно влияет на судьбу своих детей, да и всех окружающих. Но чем больше они стараются стать непохожими на родителей, тем, видимо, больше между ними появляется сходства. История рода — это почти всегда конфликт нового поколения и предыдущего. У Горенштейна он тоже есть. Но сквозь конфликты в этой семье проступает привязанность, любовь, которая глубоко скрыта, возникают очень странные, тонкие связи между людьми, которым пришлось жить долго — в одно время, в одном месте. «Бердичев» — это история рода еще и в том смысле, что при всех разрушительных процессах остается стержень отношений и, конечно, остается память. Они вспоминают тех, кого уж нет, и через одну семью в еврейском городке перед нами встает история XX века».
«Бердичев» в Маяковке — серьезная заявка на зрительский успех... Зал живо реагирует. Плачет и смеется так, будто давно не разрешал себе эмоций, а на этот раз не удержался.
Наталья Витвицкая, журнал «Ваш Досуг»
Воспринимать «Бердичев» можно как телесериал о событиях в большой семье. Актеры, особенно исполнительницы главных ролей, проделали большую работу, чтобы выучить, присвоить и сделать для себя естественной колоритную характерность... Граница, за которой лежит уже карикатурная фольклорность, не перейдена. Все это позволяет легко предсказать спектаклю успех у публики.
Роман Должанский, газета «Коммерсант»
Наконец-то: новая, действительно новая для публики пьеса. Отечественная притом. С лицами, судьбами и характерами в лучших традициях «театра для людей», с отличной игрой актеров Театра Маяковского. С психологической и исторической добротностью и тонкой проработанностью спектакля. С теплотой и смехом...
Елена Дьякова, «Новая газета»
У «Бердичева» есть все, чтобы стать хитом — и декорации из настоящих, а не бутафорских вещей, и текст, который можно разобрать на цитаты, и точная актерская игра... Возникает ощущение невероятного тепла и человечности — того, о которых вспоминают, ностальгируя о человеке советском.
Елена Смородинова, «Вечерняя Москва»
Премьера спектакля состоялась 20 февраля 2014 года.
Продолжительность: 3 ч 30 мин с одним антрактом
основная сцена
Над спектаклем работали:
Постановка — Никита Кобелев
Художник-постановщик — Михаил Краменко
Художник по костюмам — Наталья Войнова
Художник по свету — Игорь Капустин
Композитор — Ави Беньямин
Педагог по речи — Анна Бруссер
Консультант спектакля - Юрий Векслер
Действующие лица и исполнители:
Рахиль Капцан, урожденная Луцкая — Татьяна Орлова
Злота, ее старшая сестра, портниха, живет с ней в одной квартире — Татьяна Аугшкап
Сумер, ее брат заведующий швейной артелью — Игорь Марычев, Сергей Рубеко
Рузя, ее старшая дочь — Зоя Кайдановская, Ольга Ергина
Люся, ее младшая дочь — Нина Щеголева, Анастасия Дьячук
Виля, ее племянник — Олег Ребров
Миля Тайбер, муж Рузи, фотограф на заводе «Прогресс» — Виталий Ленский
Броня Михайловна Тайбер, его мать — Майя Полянская
Григорий Хаимович Тайбер, его отец — Юрий Никулин, Юрий Коренев
Гарик, сын Рузи и Мили — Владимир Гуськов, Евгений Матвеев
Бронфенмахер, сосед Луцких по дому — Дмитрий Прокофьев, Юрий Коренев
Беба, его жена — Анна-Анастасия Романова
Макар Евгеньевич, сосед Луцких по дому — Виктор Довженко
Дуня, его жена — Татьяна Рогозина
Быля Шнеур, двоюродная сестра Луцких — Елена Мольченко
Вшиволдина, жена полковника — Елена Мольченко
Делева, жена полковника — Елена Мольченко
Пынчик, двоюродный брат Луцких, майор — Вячеслав Ковалев
Овечкис Авнер Эфраимович, московский еврей — Константин Константинов
Сергей Бойко, сосед Луцких по дому — Максим Глебов
Фаня Бойко, его жена — Мария Болтнева, Валерия Забегаева
Зоя, их дочь — Дарья Хорошилова, Наталья Палагушкина
Толик, друг Мили — Максим Глебов
Автор пьесы — драматург, прозаик, сценарист Фридрих Горенштейн. В России известен прежде всего своими работами в кино: автор сценариев к фильмам «Солярис» Андрея Тарковского, «Раба любви» Никиты Михалкова и др.