Школа-студия МХАТ

Театр
Школа-студия МХАТ

<iframe src="https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m18!1m12!1m3!1d2244.9317383496864!2d37.61041395167438!3d55.75968799883277!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!3m3!1m2!1s0x40f127c0585de9e5%3A0xa7599a3c344b69d5!2z0KjQutC-0LvQsC3QodGC0YPQtNC40Y8g0JzQpdCQ0KI!5e0!3m2!1sru!2sru!4v1623258576075!5m2!1sru!2sru" width="600" height="450" style="border:0;" allowfullscreen="" loading="lazy"></iframe>

Школа-студия открылась при Московском Художественном театре в 1943 году. Инициатором ее создания был Владимир Иванович Немирович-Данченко, один из основателей Московского Художественного театра. 21 марта 1943 года на квартире у Владимира Ивановича заседали руководители МХАТ: «Я пригласил вас, чтобы поговорить о школе». Замысел, который он предложил, был в сущности завещанием великого режиссера и педагога: 25 апреля Немировича-Данченко не стало. 26 апреля Совнарком постановил увековечить его память, и в Постановлении был пункт об основании при Художественном театре Школы-студии его имени.

Атмосфера в студии была наполнена ежедневным, ежечасным постижением смысла актерской профессии, и не только на занятиях по мастерству актера, но и на всех классах и лекциях. Устраивались встречи с писателями и великими артистами. Это были Книппер-Чехова, Пастернак и Ахматова, Рихтер и Эренбург и многие другие... Первый выпуск в 1947 году почти целиком влился в Художественный театр; об одаренности молодых говорил трогательный и полный выдумки спектакль по Диккенсу «Домби и сын» (1949). Может быть, они позднее могли завидовать своим сотоварищам, попавшим в театр менее взысканный «барской любовью» (счастливую жизнь прожил в Центральном детском Г. М. Печников, неизменно оставаясь ведущим актером), но несмотря на то, что их творческое становление пришлось на «дурные времена» родной сцены, имена М. В. Анастасьевой, А. В. Вербицкого, В. С. Давыдова, В. В. Калининой, Л. А. Кошуковой, К. И. Ростовцевой, Е. Н. Ханаевой, Е. А. Хромовой. М. В. Юрьевой в памяти зрителей связуются с ясными и крепкими сценическими впечатлениями. В театральной педагогике раскрылись таланты И. М. Тарханова, В. К. Монюкова, Т. И. Васильевой, О. Ю. Фрид. 

Сегодня в Москве, Петербурге или в каком-либо крупном центре вряд ли найдется театр, где бы ни работали выпускники Школы-студии.  Среди воспитанников мхатовской школы — признанные мастера российского театра и кино. Нужно ли давать характеристики таким артистам, как Лев Дуров (выпуск 1954), Леонид Броневой (выпуск 1955), Олег Басилашвили и Михаил Козаков (оба — выпуск 1956), Валентин Гафт и трагический погибший на съемках Евгений Урбанский (оба — выпуск 1957). Фантастически разнообразные дарования сошлись на курсе профессора Станицына, выпуск 1959-го: по алфавиту — Владимир Кашпур, Татьяна Лаврова (скоро все сойдут с ума по ней после «Девяти дней одного года»), Александр Лазарев, Евгений Лазарев, Елена Миллиоти, Галина Морачева, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Геннадий Фролов. А через год с дипломом Школы-студии им. Немировича-Данченко выйдет на русскую сцену, обживет вроде бы враждебную МХАТу «Таганку» Владимир Высоцкий — «трагический баритон» эпохи.

Школа-студия живет и развивается вместе с Художественным театром, которому она призвана служить. Наши выпускники сегодня работают и в России, и в наших международных проектах. Без них невозможно представить ни российского театра, ни нашего кинематографа или телевидения. В каком-то смысле можно сказать, что программа, составленная весной 1943 года Вл. И. Немировичем-Данченко, выполняется так, как задумана. Не выполнена, а именно выполняется, потому, как настоящая театральная школа живет всегда завтрашним днем и теми потребностями, которые сокрыты в современном искусстве.

Галерея