Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» (старое здание)

Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» (старое здание)

<iframe src="https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m18!1m12!1m3!1d22565574.18532929!2d5.233960064374515!3d57.43601166329752!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!3m3!1m2!1s0x46b54be862f25089%3A0xe20c3a5dfe43da0b!2z0JzQsNGB0YLQtdGA0YHQutCw0Y8g0J8uINCk0L7QvNC10L3QutC-LiDQodGC0LDRgNC-0LUg0LfQtNCw0L3QuNC1!5e0!3m2!1sru!2sru!4v1618580970093!5m2!1sru!2sru" width="600" height="450" style="border:0;" allowfullscreen="" loading="lazy"></iframe>

Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» был основан в июле 1993 года указом мэра города Москва. Однако сами «фоменки» (как с легкой руки журналистов называют актеров театра не только в Москве, но и во всем мире) ведут отсчет своей биографии с июля 1988 года. Тогда Петр Наумович Фоменко набрал группу студентов в свою учебную мастерскую на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне — Российский университет театрального искусства).

Пять лет учебы показали, что люди, которых судьба свела вместе летом 1988 года, могут и умеют творить настоящие театральные чудеса. Созданные в студенческие годы спектакли неоднократно становились призерами различных театральных фестивалей. Так, спектакль «Владимир III степени» по Н. В. Гоголю (режиссер Сергей Женовач) был удостоен первого приза Молодежного жюри на международном фестивале театральных школ «Подиум-91». Спектакль «Приключение» по М. Цветаевой (режиссер Иван Поповски) — премии «Гвоздь сезона» в 1992 году. А спектакль «Волки и овцы» по А. Н. Островскому (режиссер Петр Фоменко) — гран-при на международном театральном фестивале «Контакт» (Польша) в 1993 году.

Выпускники мастерской Фоменко 1993 года составили костяк молодого театра, который еще дважды пополнялся учениками мастера.

Возник театр, соединивший в себе стремление к поискам и экспериментам с традициями русского репертуарного театра. С труппой «Мастерской» разные режиссеры осуществляют свои замыслы, осваивают сложные пространства, работают в разнообразной стилистике. Среди спектаклей, созданных за годы «официального» существования «Мастерской» есть постановки как самого Петра Наумовича Фоменко, так и его коллег и учеников, прежде всего — Евгения Каменьковича, Сергея Женовача, Ивана Поповски и др.

Другой задачей было продолжение совершенствования актеров. Не зачерстветь душой. Не дать затянуть себя будничной рутине. Не переставать учиться. Не бояться оглядываться назад и не прекращать двигаться вперед… Вот лишь несколько постулатов, по которым и сегодня, спустя больше двадцати лет, существует театр.

Логичным продолжением выбранного театром курса стал набор весной 2007 года первой стажерской группы при театре. В течение трех лет группа актеров и режиссеров имела возможность совершенствовать свое мастерство, пробовать и ошибаться, реализовывая в стенах «Мастерской» свои театральные идеи. В 2010 году большинство стажеров были приняты в труппу театра, а публике представлены их первые работы, — поставленная Петром Наумовичем Фоменко «Сказка Арденнского леса» Ю. Кима по У. Шекспиру (2009), спектакль «Рыжий» по стихам екатеринбуржского поэта Бориса Рыжего (режиссер Юрий Буторин, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2010), «Алиса в Зазеркалье» по Л. Кэрроллу в постановке Ивана Поповски.

В 2010 году была набрана вторая стажерская группа, которая через три сезона почти полностью вошла в труппу театра. Ещё находясь на стажировке, ребята создали спектакль «Русский человек на rendez-vous» (руководитель постановки Евгений Каменькович, 2011), сразу же вошедший в репертуар.

Сегодня в труппе «Мастерской Петра Фоменко» 50 артистов и 2 режиссера и 6 стажёров.

В начале своей жизни театр несколько лет вел «бездомное» существование. Пока в 1997 году постановлением Правительства города Москвы театру не было передано в хозяйственное ведение помещение, ранее принадлежавшее кинотеатру «Киев» по адресу: Кутузовский проспект, д. 30/32. После ремонта и реконструкции 13 января 2000 года, на Старый Новый год, состоялось торжественное открытие реконструированного здания. Однако два маленьких тесных зала, в которых работала труппа «Мастерской», не могли в полной мере соответствовать тем задачам, которые стремились воплотить на сцене режиссеры театра. Постановлением Правительства города Москва было решено построить театру новое, отвечающее всем современным техническим требованиям здание. 

В результате многомесячной совместной работы архитектурной мастерской С. В. Гнедовского «ПНКБ архитектура и культурная политика» и «Мастерской П. Н. Фоменко» в 2004 году был создан уникальный проект нового театрального здания. В 2005 году проект был удостоен высшей архитектурной премии «Золотое сечение» в номинации «лучший проект здания». Несколько лет строительства, и свое пятнадцатилетие в 2008 году театр встретил в новом доме, расположенном на набережной Тараса Шевченко, ровно напротив входа в старое здание. 

В 2013 году «Мастерская Петра Фоменко» открыла для зрителей экспериментальное направление своей деятельности. Уже более 10 лет в театре проводятся вечера «проб и ошибок», на которых артисты и режиссеры театра показывают труппе свои самостоятельные работы над теми или иными литературными произведениями. Некоторые из них выросли в спектакли и вошли в репертуар «Мастерской…». Сейчас театр решил делиться со своим зрителем наиболее интересными и экспериментальными работами. Так, с мая 2013 года в рамках проекта «Пробы и ошибки» родились уже шесть спектаклей — «Египетская марка» О. Мандельштама (режиссер Дмитрий Рудков, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2013), «Последние свидания» по рассказам И. Бунина (режиссер Юрий Титов, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2013), «Руслан и Людмила» (2014) А. Пушкина и «Школа жён» (2015) Ж. -Б. Мольера — режиссер Михаил Крылов; «Смешной человек» (2015) по рассказу Ф. Достоевского — режиссер Фёдор Малышев; «Мамаша Кураж» (2016) Б. Брехта — режиссер Кирилл Вытоптов.

Всего за годы существования театра было создано 56 спектаклей.

В разные годы спектакли театра принимали участие в различных российских и международных театральных фестивалях.

Театр продолжает развиваться, открывая новые направления деятельности. Так, весной 2016 года в «Мастерской» начались лекции о театре для детей — «Путешествие в театральную историю», которые читает театровед и сотрудник литчасти Анастасия Сергеева.

В сезоне 2016-2017 в афише появятся киноклуб, поэтические вечера и лекторий. 

«Мастерская Петра Фоменко» любит отличную музыку и часто приглашает выступить на своей сцене различных музыкантов. Свои концерты в театре играли Люка Дебарг, Борис Березовский, Никита Борисоглебский, Елена Камбурова, Евгений Маргулис, Ирина Богушевкая, Юлий Ким, Сергей и Татьяна Никитины и многие другие. Каждый сезон открываются новые имена для театральной публики.

Кроме того, сами артисты театра нередко выступают с музыкальными программами. Так, стали регулярными вечера итальянской и французской музыки в исполнении Моники Санторо. 8 марта 2016 года в «Мастерской» состоялся концерт Вячеслава и Игоря Войнаровских. Несколько лет назад внутри театра родилась рок-группа LosiKenguru (Иван Вакуленко, Фёдор Малышев, Александр Мичков, Степан Владимиров и Павел Леванов).

Выставки живописи, фотографии, скульптуры, театрального костюма и многого другого в фойе Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» стали неотъемлемой частью творческого процесса. За многие годы свои работы в театре выставляли такие выдающиеся художники, как Борис Заборов, Татьяна Сельвинская, Юрий Купер, Виктор Сенцов, Михаил Гутерман, Екатерина Голицына, Михаил Дронов, Андрей Волков, Елена Грабовска, Франциско Инфанте и Нонна Горюнова и другие. 

Галерея