14 лучших спектаклей Москвы в декабре 2021

Театры столицы входят в последний месяц уходящего года с широко распахнутыми дверьми и с соблюдением всех санитарных норм, конечно же. Весь этот уходящий год стал настоящим испытанием для театральных подмостков — карантин, низкая заполненность залов, нехватка билетов, несколько ключевых изменений в ведущих театрах Москвы. Однако, несмотря на все трудности настоящих деятелей высокого искусства не сломить так просто. Репертуар многих театров был пересмотрен и переработан, добавились утренние и вечерние сеансы, открыты дополнительные сцены, проведены кадровые перестановки. Открылось достаточно много новых частных студий и любительских театров, которые тоже не стоит пропускать.

Сегодня мы пройдемся по самым знаковым постановкам декабря, расскажем на какие спектакли стоит сходить москвичам, чтобы точно проникнуться высокой культурой и магической атмосферой искусства. Мы очень надеемся, что в Новом Году ситуация нормализуется и все желающие смогут без проблем попасть на любые доступные спектакли и громкие премьеры. Поехали!

Шахматы 16+

Постановка: Московский Бродвей

Шахматы

В разгар холодной войны за титул чемпиона мира в итальянском Мерано сражаются советский гроссмейстер Анатолий Сергиевский и американец Фредди Трампер. Победив в чемпионате, Сергиевский не без поддержки ЦРУ бежит на Запад — с ним уезжает Флоренс, секундант и любовница Трампера, уставшая от его эксцентричности. Через год на Чемпионате мира в Бангкоке Сергиевский представляет Великобританию. Сюда же приезжают Трампер, сотрудник КГБ Молоков, советская жена Сергиевского Светлана и оказавший ему помощь агент Уолтер. И у каждого из них — своя игра, на кону которой не только личные и государственные интересы, но и, возможно, чья-то жизнь.

«Шахматы» написали обладатель премий Oscar и Grammy драматург Тим Райс («Иисус Христос — суперзвезда», «Король Лев», «Эвита») и основатели группы ABBA Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус (MAMMA MIA!). Почти 40 лет мюзикл не сходит с театральных подмостков всех континентов. В нем соединены диско и рэп, поп и рок, академическая музыка и хоры: в числе 35-ти номеров — мировые хиты One Night in Bangkok и I Know Him So Well.

Для российской постановки «Шахмат» была создана динамичная трехуровневая декорация весом более 50 тонн, а площадь светодиодных и проекционных экранов в ней составила 250 квадратных метров. Эпический сюжет о соперничестве шахматистов на фоне противостояния двух сверхдержав прежде всего рассказывает о человеческих страстях — любви и ненависти, преданности и предательстве, жажде признания и страхе одиночества.

На спектакль приходят с любимыми и друзьями, ведь после мюзикла есть что обсудить и даже о чем поспорить.

Мюзикл уже стал туристической достопримечательностью Москвы: сначала Красная площадь, потом — Шахматы!

Юнона и Авось 16+

Постановка Ленком Марка Захарова

В далеком 1975 году известный на сцене театра Ленком была поставлена рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Спектакль пользовался небывалой популярностью, и худрук театра Марк Захаров решил, что нужно создать еще постановку в этом жанре. Для сотрудничества он пригласил российского поэта Андрея Вознесенского. Так появилась современная рок-опера «Юнона и Авось». Билеты на этот спектакль всегда охотно раскупают, и зрители с удовольствием смотрят одну из лучших романтических историй.

Впервые на сцене Ленкома она была поставлена 9 июля 1981 года. И вот уже почти 35 лет она не покидает афишу театра. За долгие годы, которые спектакль «Юнона и Авось» идет на сцене Ленкома, состав действующих лиц уже несколько раз менялся. Самым первым исполнителем главной роли Резанова был известный артист Николай Карачинцев. С 2005 года эту роль делят между собой Дмитрий Певцов и Виктор Раков, а с 2012 года еще и Семен Шкаликов.

Первой исполнительницей главной женской роли — Кончитты — была актриса Елена Шанина. Также эту роль играли Анна Большова, Алена Хмельницкая, Алла Юганова, Инна Пиварс, Анна Зайкова, Александра Волкова. Также среди артистов, исполняющих другие роли, были А. Абдулов, Д. Марьянов, И. Трофимов, И. Алферова и др.

В спектакле «Юнона и Авось», билеты на который можно купить прямо сейчас, сюжет разворачивается вокруг графа Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиттой. «Юнона» и «Авось» — именно так называются два корабля, на которых Резанов отправляется в Калифорнию, чтобы наладить торговые связи между своей компанией и испанскими колонистами.

Прибыв на место, главный герой знакомится с Кончиттой и между ними вспыхивают искренние чувства. Граф обольщает девушку, а ее парень вызывает соперника на дуэль и заставляет его покинуть Калифорнию. Перед отъездом Резанов и Кончитта обручаются. По дороге домой граф умирает от сильной простуды, а его Кончитта еще целых 35 лет все ждет возвращения своего возлюбленного.

В сегодняшней версии, где в главной партии блистает Дмитрий Певцов, а это отличный повод еще раз посмотреть на любимого артиста театра и кино. Не пропустите!

Идеальный муж. Комедия 18+

Постановка МХТ им. Чехова

На основной сцене МХТ им. Чехова Уайльд и Чехов, шансон и геи, Bosco и Ile de Beaute, кокаин и обнаженная Дарья Мороз, Мефистофель в рясе и Путин в аду. И это не шутка. Это — комедия.

«Это достаточно эпическое театральное произведение, которое говорит с сегодняшним зрителем о современном пространстве. Вовсе не об Англии начала прошлого века, не о сэрах и лордах, а о нас с вами, о наших современниках, о людях, которые ходят по Тверской, обедают в ресторанах неподалеку от Художественного театра, о столичной богеме, о чиновниках, о нашем довольно диковатом времени". Режиссёр Константин Богомолов

Спектакль удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (Приз критики, 2014 г.) и зрительской премии «Звезда Театрала» (номинация «Лучший спектакль сезона», 2013 г.).

Служанки 16+

Постановка Театр Романа Виктюка

Жан Жене (1910–1986) — enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужаснул, а затем восхитил Жана Кокто, который открыл Жене дорогу во французский литературный мир. В основе пьесы «Служанки» (1947) лежат проходящие через все творчество писателя темы индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с социумом и отвергающей его условности, любви и преступления, красоты и низости.

Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положил начало стилю, который позже стал именоваться viktyuk style — утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене.

Осенью 2018 года культовому спектаклю Романа Виктюка исполнилось 30 лет. Постановка пережила три редакции (1988, 1992 и 2006 годов), была показана во многих странах, получила международное признание и собрала восторженные отклики в прессе. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется — в Москве, регионах или за рубежом. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор не могут забыть зрители нескольких поколений.

Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока давности, и сценическое долголетие «Служанок» — прямое тому доказательство.

Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, — и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину.

По степени магнетического воздействия на публику, сценографической выверенности и художественному совершенству «Служанки» — один из лучших образцов виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его театрального метода. Спектакль представляет собой мощно заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное усиление выразительности образа. Сложный грим актеров, отсылающий к исполнителям театра «Кабуки», и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку. Не пропустите!

ПраймТайм! 12+

Постановка Московский театр мюзикла, The 7 Fingers

Первый оригинальный мюзикл о жизни в современной России. У каждой девушки, желающей покорить Москву, есть мечта. И даже не одна. Анна хочет выиграть в главном вокальном телевизионном конкурсе страны. Или стать первой девушкой, победившей в рэп-баттле. Или попасть на сцену. Что бы ни произошло, Аня решительно не хочет возвращаться в свой маленький городок.

«ПраймТайм!» — второй спектакль в истории театра после знаменитой «Принцессы цирка», поставленный совместно с канадским цирковым коллективом The 7 Fingers. Мюзикл по идее художественного руководителя театра Михаила Швыдкого написали канадский композитор Максим Лепаж, автор либретто Елена Киселева и автор стихов Алексей Кортнев.

Вы окунетесь в мир ТВ — яркий и жестокий, участники которого рано или поздно оказываются втянуты в скандал.

Бессменная ведущая популярного вокального телешоу Оксана — железная леди или несчастная женщина? Старый редактор — профессионал высочайшего класса или человек, живущий в отрыве от реальности? Рекламный директор — беспринципный раб денег и высоких рейтингов или фантазер и неудачник?

Участники шоу вместе с главной героиней Аней попадают в круговорот кипящих страстей, интриг и сплетен, зависти и яростной борьбы за успех.

Любовь, слезы, предательство и дружба — все это в новом российско-канадском мюзикле «ПраймТайм».

Солнечная линия 18+

Постановка Центр им. Мейерхольда

Солнечная линия

После семи лет брака Барбара и Вернер схватились в битве не за жизнь, а насмерть. В пять утра они ведут нескончаемый диалог, пытаясь преодолеть преграду взаимного непонимания.

Семейный скандал в спектакле Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева поднимается до уровня метафоры человеческих отношений вообще.

Новый уровень в спектакле московского Центра имени Мейерхольда демонстрирует и сам дуэт Вырыпаева и Рыжакова. Пятнадцать лет назад их спектакль «Кислород» в независимом Театре.doc прозвучал как бунт против беззубого конвенционального театра. Сегодня оба входят в театральный истеблишмент. А их последняя совместная премьера «Солнечная линия» в крупной театральной институции с новой глубиной, горечью и яростью обсуждает их главную тему — неслиянности людей в любви и неизбывности их желания слиться.

«Я хотел показать механизм, почему люди не могут найти контакт, что им мешает. В пьесе показано 5-6 таких механизмов: от банальных — когда мы не слышим друг друга и перебиваем, до максимальных — когда мы воспринимаем реальность по-разному: когда один говорит: «Я сейчас извинялся перед тобой» — «Что ты сейчас делал? Это ты сейчас делал?!». И цель этой пьесы — терапевтическая. Ты можешь проработать для какой-то пары, которая пришла на спектакль, эти механизмы».

Иван Вырыпаев

Спектакль был номинирован на премию «Золотая маска-2019» в категориях «Драма / спектакль малой формы», «Работа режиссёра», «Работа драматурга», «Женская роль» и «Мужская роль».

Беги, Алиса, беги 16+

Постановка Театр на Таганке

Беги, Алиса, беги

Авангардный спектакль о приключениях Алисы (а точнее, нескольких Алис) в вымышленном и реальном мире. Сочетает в себе современную драматургию, самые масштабные декорации за всю историю Театра на Таганке, хореографию и оригинальную музыку. Режиссер Максим Диденко — номинант «Золотой маски», один из самых востребованных российских постановщиков. В роли Королевы — Ирина Апексимова.

Качающее зрелище с танцами, посвященное 80-летию Владимира Высоцкого, на основе песен с пластинки советского барда по «Алисе в Стране чудес» Кэрролла пьесу написал драматург «Гоголь-центра» Валерий Печейкин, а впечатляющий внешний облик сочинила Мария Трегубова, едва ли не самый востребованный театральный художник в современном российском театре.

Такое невероятное сочетание талантов пропускать никак нельзя!

Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри 16+

Постановка Театр им. Маяковского

Первая в России сценическая интерпретация блистательного текста Марюса Ивашкявичюса не оставляет равнодушным никого.

Страшно ли переезжать в другую страну? А оказаться там против своей воли, без документов, денег, друзей и зная по-английски лишь одно слово «сорри»? Каково оказаться в статусе эмигранта, таковым, по сути, не являясь? Именно в такой ситуации оказывается главный герой пьесы Бен (Вячеслав Ковалев). С самого дна Лондона начинается его долгий трудный путь к тому, чтобы стать Человеком.

Кого-то сложности ломают, кого-то — делают сильнее, кто-то изначально готов бегать за утками на охоте — быть гончей собакой, зато в резиденции королевы, а у кого-то все же есть амбиции. У главного героя спектакля — Бена — амбиции есть. Он идеалист, выбравший слишком сложный путь и всю жизнь ему следовавший. Бен проходит свой непростой путь вместе с Фредди Меркьюри. Именно Фредди становится для него лучшим другом и причиной многих открытий и испытаний. «Изгнание» — оглушительно честный, почти яростный рассказ о том, как сопротивляться отчаянию и сохранить себя в этой борьбе. Зрители плачут с героями от боли и смеются с ними до слез.

Спектакль «Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри» — это уже третья совместная работа режиссера Карбаускиса и драматурга Ивашкявичюса на сцене Театра Маяковского. Чтобы написать «Русский роман» и «Канта», Ивашкявичюсу пришлось окунуться с головой в прошлое, изучая архивы, стараясь узнать как можно больше про героев прошлых столетий — философа Иммануила Канта и семью Льва Толстого. В «Изгнании» все с точностью до наоборот.

Перед нами исповедь человека, который прошел большой путь. Несмотря на удары судьбы, Бен не предает своих идей, главная из которых — желание стать Человеком.

Ladies’ Night. Только для женщин 18+

Постановка Театр Ателье

Историю о том, как безработные металлурги превращаются в стриптизёров, придумали в 1987 году драматурги из Новой Зеландии Энтони МакКартен и Стефан Синклер. Сюжет был хорош, но пьеса требовала доработки. К команде присоединился французский драматург и переводчик Жак Коллар. И сейчас театр играет пьесу в той версии, которая покорила Париж. Особенность русской постановки в дополнительной доработке текста под персонажей в исполнении конкретных актёров.

Шестеро друзей коротают время в баре. Металлургический завод закрыт. Город маленький — работы нет. В местной газете объявление — приезжает группа мужского стриптиза, на выступления которого дамы раскупают билеты с риском для семейного бюджета. Выясняется, что жена одного из друзей уже ходила с подругами смотреть на других парней... за деньги. Что делать?

Металлурги в городе не нужны, нужны стриптизёры! Спрос рождает предложение. В голову приходит бредовая идея — сделать своё шоу и заработать кучу денег. Но решиться на такой подвиг непросто. Путь к сцене оказывается не так лёгок, как кажется. Но они победят! Они выйдут перед публикой, они покажут свой танец, они сорвут аплодисменты и снова поверят в себя!

Рассказ о счастливой Москве 16+

Постановка Театр Олега Табакова. Сцена на Чистых прудах

Рассказ о счастливой Москве

Рассказ о счастливой Москве» по Андрею Платонову, принесший Миндаугасу Карбаускису и Ирине Пеговой «Золотую Маску», — этапный для прибалтийского режиссера спектакль, во многом подведший черту подо всем, что он делал предыдущие несколько лет. В платоновском материале отыскались близкие ему мотивы: мотив смерти, мотив преодоления страха перед ней и, что самое главное, мотив любви человека к человеку и человека к человечеству.

Кажущаяся мрачность постановки на поверку оборачивается самым настоящим светом — светом любви, поисков и изобретений. Но нет счастья без несчастья — без краха надежд, отчаяния и самой смерти.

Настоящее счастье невозможно без счастья всеобщего. Невозможно устроить собственную жизнь тогда, когда вокруг все неустроенно. Это прекрасно понимают и Москва Честнова, девушка с «громким сердцем», и механик Сарториус. Это понимают многие персонажи Платонова, для которого эта мысль стала основополагающей в творчестве.

150 причин не защищать Родину 12+

Постановка Театр.doc

150 причин не защищать Родину

Однажды вдруг может исчезнуть все вокруг тебя: любимые люди, ценности, на которых вырос, великие города, мировые империи. Исчезнуть, чтоб стать совсем другими. Театр и музыка рассказывают про 29 мая 1453 года. Про падение главного города тогдашнего мира.

Про то, почему Запад не оказал помощь, про 150 причин не защищать родину, 150 причин не объединиться в минуту опасности, 150 причин работать на врага.

Про тысячи очень верных и продуманных мотивов искать и найти компромисс с врагом и с совестью, чтобы выжить.

И поиск одной-единственной причины выйти на смерть защищать то, что другие уже продали, предали или бездарно проиграли.

Все, кто мог держать меч, погибнет в это день. И когда мужчины все погибнут, женщинам остается рассказывать.

В пьесе использован «вербатим 15 века» — подлинные записки янычара, свидетеля событий, и подлинные стихи султана Мехмета Фатиха и суфийского поэта Юнуса Эмре, специально переведенные для спектакля.

Спектакль восстановлен к юбилею Елены Греминой, драматурга, режиссера, бывшего директора Театра.doc. 3 года как ее не стало, но память о ее первом спектакле снова жива. Почтить память великой женщины и стать частью новой истории можно будет уже совсем скоро. Не пропустите!

Сван 16+

Постановка Мастерская Дмитрия Брусникина

Сван

Ни одна наша подборка самых интересных спектаклей не может обойтись без поэзии.

На сцене антиутопия в стихах в исполнении Мастерской Дмитрия Брусникина. Чтобы получить гражданство страны Лебедянии, мигранты вынуждены учиться стихосложению и держать поэтический экзамен перед строгими чиновницами ФМС.

Впрочем, авторы пьесы Андрей Родионов и Екатерина Троепольская рекомендуют не питать иллюзий об истинном месте действия: «Важно понимать, что действие пьесы происходит в России, а не в выдуманной стране Лебедянии. Россия — страна поэтов, и только настоящий поэт может получить в ней гражданство».

Все, без исключения, стихи Андрея Родионова наполнены особым видом любви: не любовь и не боль, и не солнечная радость вечной жизни. Что-то третье, глубже залегающее, всепрощающее. Это не то, что редкое качество в новой драме, но исключительное. Не пропустите!

Lorem Ipsum 18+

Постановка Практика

Lorem Ipsum

Lorem Ipsum — это пьеса-каталог, состоящая из нескольких глав, каждая из которых посвящена определенной теме: «Русская классика», «Бизнес и финансы», «Наука и техника», «Юмор и развлечения», «Дом и семья», «Медицина и здоровье», «Спорт», «Философия», «Искусство». С помощью подлинных и сымитированных технологий автоматических текстогенераторов автор исследует закономерности нашего восприятия и стереотипы мышления. Пьеса — участница fringe-программы фестиваля молодой драматургии «Любимовка» 2018 года.

Спектакль Lorem Ipsum — это девять подходов к необычному тексту, объединенных общей рамкой, а также возможность зрительского выбора — какие именно главы войдут в каждый конкретный показ, определит голосование.

Режиссер Дмитрий Волкострелов и художница Ксения Перетрухина, одни из лидеров современного театра, постоянный тандем, на счету которого десятки спектаклей в Москве, Петербурге, Перми и других городах, лауреаты специальной премии фестиваля «Золотая маска»-2013 за творческий дуэт.

Проект театра «Практика» и Мастерской Брусникина, созданный при поддержке фестиваля «Территория» и Департамента культуры г. Москвы (проект «Открытая сцена»)

Буковски 18+

Постановка Гоголь-центр

Буковски

Коллаж из рассказов Буковски и его писем, который являет собой один день писателя.

Чарльз Буковски — писатель, к которому можно относиться безразлично только тогда, когда ты его не читал. В остальных случаях его тексты вызывают либо восторг, либо отвращение, либо оторопь, либо смех, либо ужас, либо все сразу. Его считают основателем и чуть ли ни единственным представителем жанра «грязный реализм», название которого говорит само за себя.

Спектакль «Буковски» поставил режиссер Антон Федоров, выпустивший недавно один из хитов Гоголь-центра — «Петровы в гриппе». Но если в «Петровых» мы отправляемся в странный и ностальгический мир российской хтони, то «Буковски» приносит на сцену окраину Лос-Анжелеса 70-х, искаженную восприятием самого Буковски. Федоров не пытается создать аутентичную и бытоподобную атмосферу того времени или перенести американские сюжеты в российскую действительность.

Спектакль во многом выстраивается на тех стереотипах, которые представляются нам, когда речь заходит об условных американцах условного времени: пьют виски из горла или пиво из банок, неразборчиво говорят и ругаются, читают комиксы, ездят на длинных ржавых фордах и живут в фургонах. Столкновение наших стереотипов и описанной Буковски реальности создает на сцене новый искаженный мир, в котором трудно понять, что смешно, а что страшно; что хорошо, а что плохо; что красиво, а что безобразно.

Итоги:

Таким вот нам кажется театральный декабрь в Москве. Взрослые, серьезные и экспериментальные постановки пересекаются с блистательными мюзиклами и шоу. Каждый зритель сможет подобрать для себя постановку по душе и по настроению. За бортом остались еще, как минимум, сотня отличных спектакле, классических и современных, о которых, мы физически не можем рассказать. Полный список всех актуальных постановок Москвы, как всегда, вы можете изучить в разделе театры.

Спасибо, что были с нами этот первый, и очень важный год, существования нашей платформы bilook.ru. Счастья и здоровья вам и вашим близким в Новом Году! Всех с наступающими праздниками!

Изучал театральные подмостки: Булгаков Олег

Виртуально ходила на спектакли: Янина Черкасова-Мишина

Комментарии

Нет комметариев

Хочешь стать соавтором bilook.ru? Нажми на кнопку «Хочу стать автором» и мы опубликуем на сайте твой обзор на фильм, сериал или любимый мультфильм. От нас — полное оформление и редакторский контроль, плюс ссылка на твою любимую соцсеть. Заполни простую форму и твою статью прочитают тысячи человек по всей России.